«Жизнь — это бесконечное роуд-муви»

Расшарить:
  • 15
    Поделились

Канадский фотожурналист Ив Ноэль пять лет снимал номера отелей накануне выселения. «Мы привыкли думать, что боимся расставания, как смерти. На самом деле мы боимся смерти как расставания» сказал он на пресс-конференции, посвященной будущему выпуску фотокниги художественной галереей Монреаля. Мы публикуем перевод интервью Ноэля журналу White triangle.

Расскажите, как возникла идея создать подобную серию?

Я давно испытывал какую-то странную любовь к покинутым комнатам и зданиям. В них есть невыразимая трагичность и тишина. Они как пустое сообщение – голая структура, лишенная человеческого присутствия, но бессмысленная без него. В юности, еще не будучи фотографом, я облазал все заброшенные стройки в своем городе, знал их наперечет. Мне нравилась эта побитая жизнью мебель, надписи на стенах, погибшие растения в горшках, тлеющие на полу журналы. Каждый раз, покидая гостиничный номер, я испытывал похожее чувство – тоски перед расставанием с местом, которое было покинуто до тебя другими и будет покинуто еще тысячей других. В этом смысле гостиничные номер – это модель мира. В нем могут проходить встречи, в нем ты можешь есть и спать, чистить зубы, проживать свои мысли. Но ты знаешь, что уйдешь, так же, как и все остальные. И уходя, ты ничего не оставляешь после себя, кроме, разве что, смятых простыней и волос в раковине.

Когда эти размышления стали фотосерией?

Надо сказать, что я сперва начал снимать, и только потом до конца осознал, почему я это делаю. Первый снимок я сделал в 2010 году в одном из отелей Киото. Сейчас в моей коллекции около 200 фотографий.

Вы вкладываете какое-то послание в свои снимки или оставляете зрителю пространство для интерпретации?

При всем моем уважении к социологии повседневности и изысканиям в духе Алена Роб-Грийе, мне меньше всего хотелось бы, чтобы мои фото говорили людям о жизни вещей. Вещи на моих фото это просто очертания пространства. В этом смысле меня вдохновляет «Пустой дом» Ким ки Дука он, как мне кажется, повествует о том же, о чем мне бы хотелось повествовать: о способности человека одушевлять голые структуры мира своим присутствием, о встречах и прощаниях среди пустыни цифр. Жизнь это бесконечное роуд-муви.

Это довольно антропоцентричная позиция, не так ли?

Антропоцентричная? Да, пожалуй, это про меня. Я не могу знать, что будет с гостиничным номером, когда я сдам ключ от него на стойке ресепшна. Я могу только представлять, кто в него заселится, как он расставит стулья, задернет ли жалюзи, разбросает ли чипсы по полу. Слышит ли кто-то звук от падения дерева в лесу, если там нет человека? Я думаю, нет.

Поделитесь, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, смерть это в первую очередь расставание?

А как иначе понять ее? События насилуют нас бесконечной цепочкой расставаний, каждое из которых болезненно. Представьте себе расставание со всем системой координат, к которой вы привыкли. Вы не просто прощаетесь со своей любимой бабушкой вы прощаетесь с самим понятием бабушки, вы прощаетесь с собой, понимающим понятие бабушки. Вы прощаетесь со своей памятью, со всей совокупностью дорогих вам ощущений от прикосновения к шерсти вашей собаки до запаха теплого хлеба. И вам не страшно вам жаль. «Жаль» вот слово, описывающее для меня смерть.

Кто напишет тексты для каталога?

Это большой сюрприз для меня! Куратор проекта пригласил Жюля Редона он профессор Сорбонны, ученик Деррида. Он страшно умный, и я немного стесняюсь его. Он участвовал в событиях 1968 года! Его идеи обсуждались студентам за много лет до того, как я родился. А теперь он пишет текст для каталога с моими фотографиями. Я, наверное, покраснел сейчас?

Разве что совсем слегка. Что бы вы хотели бы сказать напоследок?

«Встретимся у выхода из отеля»?

Перевод А. Титова


Расшарить:
  • 15
    Поделились

Добавить комментарий